История искусств
Поиск
Древнейшие культуры
Греция и Рим
Религия и завоевания: между Востоком и Западом
Средние века: эпоха веры
Средние века: новые горизонты
XV век
XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век

Rambler's Top100 Продажа картин

Образ власти


Федерико да Монтефельтро и Урбино

Урбино — другой пример карликового государства, процветающего только потому, что его властитель, желая продемонстрировать собственное могущество, превратил город в важный культурный центр. Федерико да Монтефельтро (1422—1482) был кондотьером, воевавшим за интересы папского двора и получившим там титул герцога (1474). Успехи на военном поприще сделали его, помимо прочего, чрезвычайно богатым человеком. Когда он служил у короля Неаполя, его заработок превышал 8 тысяч дукатов в месяц, в мирное время был 6 тысяч.

Венецианцы однажды предложили ему 80 тысяч дукатов за отказ от сражения. Для сравнения, годовые доходы банка Медичи не превышали 20 тысяч дукатов. Свои средства Федерико тратил на содержание двора, который, возможно, был самым пышным в эпоху Возрождения. Как и Лудовико Гонзага, он был воспитанником Витторино да Фельтре, но интересовался исключительно научными дисциплинами.

Он поддерживал математически одаренных людей, например Пьеро делла Франческа, чьи трактаты по перспективе и геометрии находились в библиотеке дворца наряду с трактатами Альберти по архитектуре и классическими текстами по военной стратегии. Решение построить библиотеку стало важнейшим из слагаемых того образа, какой был необходим Федерико; в библиотеке хранилось множество текстов, большая часть которых была приобретена у флорентийского книжника Веспазиано да Бистиччи.

Однако основная часть средств уходила на реализацию грандиозных строительных проектов. В этой связи достойны упоминания крепости, спроектированные сиен-цем Франческо ди Джорджо, одним из самых известных в то время военных архитекторов. Шедевром его творчества стал Палаццо Дукале в Урбино; укрепленный снаружи, внутри он представал в совершенно ином качестве. Влияние классики несомненно в композитных колоннах, в надписях внутреннего двора, в декоративных мотивах каминов и мраморных дверных рам.

Студиоло, личный кабинет Федерико, украшали портреты знаменитых людей древности и современности (ныне утрачены). Но главной была декоративная инкрустация из ценнейших пород дерева: в деревянных панно художник сумел извлечь из перспективы все мыслимые эффекты, создав иллюзию открытых шкафов, наполненных различными научными приборами и классическими текстами, которые выражали атмосферу просвещенности ур-бинского двора.